RSForm! Pro example
  1. Ваше имя*
    Заполните поле
  2. Электронная почта*
    Заполните поле
  3. Ваш телефон*
    Заполните поле
  4. Ваш заказ
    Invalid Input
×

Кольчугинская районная молодежная общественная организация Спортивный клуб "Спорт Экстрим"

НИКОГДА НЕ СДАВАТЬСЯ !

 

Страницы истории - мотоспорт

 ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

  

Что для меня мотокросс? Детское увлечение? Ностальгия по юности? Сегодняшнее хобби? Наверное, все таки, что-то большее. Это моя жизнь, мои друзья, самые светлые воспоминания и планы на будущее.

 

А еще это магия! Я даже точно не могу сказать, когда впервые стал задумываться и мечтать о мотоциклах. Нет, у меня не плохая память, просто это было в глубочайшем детстве, когда кроссовый мотоцикл для меня был чем-то совершенно недосягаемым и космическим.

 

В детском саду мы уже играли в мотокросс. Помните зеленые трехколесные велосипеды с белым пластиковым сиденьем?    

 

Сколько помню себя, в нашей семье всегда были мотоциклы. Отец не был профессиональным гонщиком, но в душе был гонщиком однозначно. Так что в мою кровь бензин попал практически с рождения.

 

Я расскажу об истории мотокросса в нашем городе. Официальную версию и мой взгляд изнутри, из далеких 80-х годов. Надеюсь, что написанное найдет своих читателей:) Все, что здесь написано, написано - от души. В рассказе использованы фрагменты из книги Валерия Ивановича Реброва «Вековая спортивная летопись округа Кольчугино» с моими комментариями.

 

Итак:

 

 

МОТОСПОРТУ  В  ГОРОДЕ  БОЛЕЕ  ПОЛУВЕКА

Владимир Улыбин – ПЕРВЫЙ  ТРЕНЕР  ПО МОТОСПОРТУ

 

Кольчугино — небольшой городок, но в 60-е годы мотоциклистов в нем было более тысячи и большинство из них получали начальные навыки вождения с помощью Анатолия Николаевича Слесарева. Он был коренным кольчугинцем, а после мобилизации с флота активно включился в оборонно-массовую работу и впервые при ДОСААФ завода имени С. Орджоникидзе стал руководителем курсов мотоциклистов.

Первыми его учениками были Анатолий Горшунов, Александр Лукашов, Альберт Константинов, Евгений Брындин, Вячеслав Фролов. Вскоре помощником у Слесарева стал инструментальщик цеха №7 Иван Николаевич Куренков. В гараже ДОСААФ для обучения было около десяти разных марок мотоциклов, но не было ни одного спортивного.

Однажды на заседании комитета ДОСААФ Александр Лукашов выступил с инициативой готовить при комитете хороших гонщиков на мотоциклах. Было закуплено два спортивных мотоцикла, которые помог приобрести областной комитет ДОСААФ.

В конце1960 года поступил на работу в 3-й цех завода имени С. Орджоникидзе опытный спортсмен – Владимир Анатольевич Улыбин.

Мотоспортом он стал заниматься с 1952 года в автомотоклубе города Фрунзе и в 1954 году стал чемпионом среди юношей города, затем чемпионом республики. В Ташкенте на спартакиаде народов Средней Азии и Казахстана занял третье место и выполнил норму первого разряда.

В1955 году участвовал в I Всесоюзных мотогонках в г. Москве, в 1955 году на Всесоюзных            мотогонках в г. Минске, в 1957 году в г. Вильнюсе, в 1958 году в г. Куйбышеве и Житомире.

В 1956 году и 1959 году участвовал в I и II Спартакиадах народов СССР.

В 1960 году участвовал в первенстве СССР в г. Вильнюсе. Такова была богатая спортивная биография Владимира Улыбина, приехавшего в 1960 году в г. Кольчугино.

Мотоспорт в Кольчугино только начал зарождаться, и опытный спортсмен стал первым тренером первой команды спортсменов-мотоциклистов в городе. В ДОСААФ завода был всего один спортивный мотоцикл К-125, затем появился другой и было несколько обычных мотоциклов, предназначенных для практического обучения управлению мотоциклом.

Первыми спортсменами секции мотоспорта были Игорь Александров, Александр и Евгений Головановы, братья Брындины, Юрий Гольцов, Владимир Толкачев, А. Лукашов, В. Беззубов, А. Шиманаев, Ю. Глушков, В. Михеев. Из девушек регулярно посещала занятия Зоя Зинченко, ныне Карпова.

Команда выезжала на областные соревнования и часто занимала вторые места после опытных ковровских мотогонщиков которые на всесоюзных и международных соревнованиях обычно занимали призовые места.

Зимой и летом регулярно проводились городские соревнования по мотоспорту, приглашались мотоциклисты из городов: Коврова, Владимира, Иванова, Ярославля и Москвы, постоянно привлекая большое количество кольчугинских зрителей, которые приходили посмотреть интересные и увлекательные соревнования. Мотоспорт постепенно становился популярным в народе и на заводе. Автопарк спортивных мотоциклов рос, их стало 15, а количество желающих заниматься мотоспортом с каждым годом увеличивалось. Дополнительно Владимиру Улыбину доверили вести и курсы мотоциклистов в цехе №3. Вся его тренерская работа проводилась на общественных началах. В дни 1 Мая и 7 Ноября праздничную заводскую колонну обязательно возглавляли мотоциклисты ДОСААФ со знаменами.             Это было очень красивое и впечатляющее зрелище.

В 1966 году в ДОСААФе ввели оплачиваемую штатную единицу тренера по мотоспорту. Тренером стал ученик В.А. Улыбина Евгений Голованов, а Владимир Улыбин стал постоянным судьей на всех соревнованиях по мотоспорту. Председателем городского ДОСААФ был В.Д. Чернышев.

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ МОТОСПОРТА

 

В 70-80 годы начался как бы второй период развития мотоспорта при ДОСААФ завода имени С. Орджоникидзе. Активными спортсменами-мотогонщиками в эти годы были: Ю. Глушков, В. Михеев, А. Терентьев, затем пришли в мотоспорт П. Лотков, А. Сидоров, Б. Горячев, В. Прогоннов, А. Шиманаев, С. Семенов.

Традиционными стали летние и зимние мотокроссы. У спортсменов была обширная программа выступления как в своем городе, так и других городах. Команда кольчугинских спортсменов принимала участие в мотокроссах в Горьком, Иванове и других городах России. Пришли заниматься в секцию мотоспорта М. Козин, А. Бучкин, С. Гавриков, А. Зорин.

В 1972 году команда мотогонщиков насчитывала в своем составе немало опытных спортсменов, имеющих первый спортивный разряд. Это Е.П. Голованов, Б. Горячев, В. Прогоннов, А. Сидоров, А. Шиманаев, С. Семенов, А. Лотков. С 1972 года А. Шиманаев и А. Лотков включаются в состав сборной команды области и участвуют в зональных соревнованиях первенства РСФСР в г. Коврове в 1972 году и выигрывают их.

Команда принимала участие и в финале чемпионата РСФСР в г. Челябинске в ноябре 1972 года. В составе были: А. Лотков и А. Шиманаев, которым было присвоено звание кандидата и мастера спорта СССР.

В 1973 году А. Шиманаев и А. Зорин принимают участие и составе команды в зональных соревнованиях на первенство РСФСР в г. Горьком. В ноябре 1973 года А. Шиманаева призывают на службу в Советскую армию в Московский военный округ   и откомандировывают в команду ЦСКА, где он принимает участие в мотокроссах на первенство Москвы, чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым гонкам, проходившим в г. Риге и г. Таллинне, и ряде других соревнований.

 

                                                             ТРЕТИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ МОТОСПОРТА

 

В 1975 году А. Шиманаев возвращается из рядов Советской армии и возглавляет спортивную секцию до 1983 года. Председателем комитета ДОСААФ завода имени С. Орджоникидзе был в эти годы А.Ф. Варковастов. Начинается третий период развития кольчугинского мотоспорта.

В этот период состав спортсменов-мотоциклистов был довольно сильным: А. Шиманаев - КМС, А. Сидоров - первый разряд, М. Козин - первый разряд, А. Лотков—первый paзряд, С. Гавриков - первый разряд, А. Зорин - второй разряд, Н. Старшинов - второй разряд. Пришли заниматься cпopтом молодые ребята: А. Александров, А. Михеев, А. Шалагинов, А. Старшинов, С. Макаров.

В эти годы спортсмены-мотоциклисты неоднократно становились победителями и призерами первенства области по мотокроссу, а также и межобластных соревнований. Спортсмены А. Шиманаев, А. Лотков, А. Шалагинов, А. Михеев регулярна включались в сборную команду области по мотоспорту в 1971 году. А. Шиманаев в составе команды участвовал в зимнем традиционном мотокроссе на кубок СССР в г. Коврове, а в 1978 году на чемпионате РСФСР по мотокроссу в г. Уфе. В 1977 году А. Шиманаеву было присвоено звание мастер спорта СССР, А. Лоткову - кандидата в мастера спорта. В 1979 году команда мотоциклистов принимала участие в межреспубликанском мотокроссе в г. Виляки, Латвийской ССР.

В команде появляются еще два кандидата в мастера спорта СССР: А. Шалагинов и А. Михеев. С 1983 года команду мотоциклистов ДОСААФ возглавляет А. Михеев, а председателем Комитета был избран В. Котылев.

Ежегодно летом, осенью и зимой, приуроченный к одному из праздников: Дню Победы, молодежи, физкультурника, Советской армии и флота и др. проходили соревнования мотоспортсменов, гонки на мотоциклах по специально оборудован­ным трассам за Белой речкой, за деревней Тонково, в районе села Завалино, в районе городского кладбища у деревни Отяевка и др.

На эти захватывающие и зрелищные соревнования собирались тысячи горожан. На гонки приезжали спортсмены—мотогонщики из других городов. Популярность мотогонок на кольчугинских трассах была большой среди мотоспортсменов.

В последнее десятилетие 20-го века сложные перестроечные процессы проходящие в стране, отрицательно повлияли и на развитие мотоспорта. Прекратилось финансирование мотосекций, перестали приобретать спортивную технику, затем перестал существовать и ДОСААФ, и мотосекция окончательно распалась.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

И только в 2000 году группа энтузиастов О. Туишев, А. Михеев, Е. Александров, Евсеев, М. Шутов, В. Харитонов, Д. Демин, В. Перегудов закупили хорошие кроссовые мотоциклы, сами сделали спортивную трассу в районе с. Флорищи и начали проводить мотокроссовые соревнования.  Главным   застрельщиком этого дела стал Олег Туишев   - так стал вновь возрождаться мотоциклетный спорт (мотокросс) в Кольчугино.

И вот наконец-то 30 мая 2004 года при скоплении большого количества зрителей в районе деревни Дьяконово прошло открытое личное первенство округа Кольчугино по мотокроссу.

Гонки такого масштаба в Кольчугино не проводились с 1995 года. Благодаря энтузиастам, после длительного перерыва состоялось возрождение мотокросса. Перед спортивными соревнованиями сделали трассу, которая по своему техническому уровню подходит для проведения областных соревнований.

Большая заслуга в этом была Олега Туишева  и Анатолия Михеева.

В первенстве, помимо хозяев соревнований, участвовали спортсмены из Москвы, Мытищ, Пушкина, Коврова, Владимира, Королева, Александрова и Пензы. Всего сорок мотогонщиков. Из них 12 кандидатов в мастера спорта, 8 спортсменов первого разряда, остальные - второго и третьего разряда. Трасса протяженностью 2,5 километра проходила по пересеченный местности.  По положению соревнований гонщики выступали в классах мотоциклов 125 куб. см и свободном классе.

Первое место в классе мотоциклов 125 куб. см завоевал чемпион России среди юношей Артем Садилов из Пензы. Второе гонщик из Коврова - Игорь Селиванов, третье - Игорь Сименков из Владимира. Все они кандидаты в мастера спорта.

Первое место в свободном классе также было присуждено Артему Садилову, второе - ковровчанину Виктору Пчелкину и третье - Игорю Селиванову. Лучшими среди кольчугинцев стали Анатолий Михеев и Евгений Александров, занявшие соответственно пятое и шестое место в классе мотоциклов 125 куб.см.

Понравилось хорошее выступление ветерана мотоспорта Вячеслава Хаминского из Пушкино.  Выделялся самый юный участник - четырнадцатилетний гонщик из Москвы Илья Тучков. Он, по мнению зрителей, был лучшим в прыжках с трамплина.

 (Отрывок из книги В.И. Реброва «Вековая спортивная летопись округа Кольчугино» Кольчугино, 2004 год)

 

 

                                                                                                ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

 

           В разное время кольчугинские соревнования посещали такие именитые гонщики как Борис Динабург, Андрей Ледовской и многие другие.

 

Можно сказать, что конец 70-х - начало 80-х стало «золотой эрой» мотокросса в Кольчугино. Нашу команду и гонщиков знали и в области, и за ее пределами. Каждый приезд команды СТК «ЗиО» вносил интригу в любые соревнования. Было и такое, когда представители других команд на выездных соревнованиях спрашивали:

 

- кто приехал? Кольчугино? Ну, все! Здесь делать нечего!

 

Состав команды в определенный период на соревнованиях выглядел примерно так: юниоры – 3-4 человека, 125 взрослые – 2-3 человека, 250 – 2-3 человека¸ 350 – 1, 500 – 1, был даже кроссовый «Урал».

 

Без преувеличения можно сказать, что в 80-х годах секция мотокросса при заводском ДОСААФ была одной из самых популярных среди детей и молодежи города (и какой молодежи – самой тревожной, активной и неординарной!). Мотокросс в городе по количеству зрителей если не побеждал «массовые гуляния» по поводу всенародных советских праздников, то точно им не уступал. Через секцию мотокросса прошла добрая половина всех юных жителей города. Как правило, массовый приток в секцию происходил после очередного мотокросса, проведенного в городе. Записывались сразу человек по тридцать! И все желающие наделялись… голыми рамами (одной человек на пять) от неопознанных агрегатов и ведрами шестеренок, цилиндров, цепей и другого металлолома. После «танцев с бубнами» над этими грудами, подметанием полов, сбором ключей, поручением «бутить» бензин с маслом посредством шланга и собственных легких, правом загружать и разгружать мотоциклы команды, отправляющейся на соревнования, отсутствием возможности прокатиться и т.д., количество записавшихся стремительно сокращалось. Месяца через два оставалось 5-6 самых настырных мальчишек, которым на всех выделялся почти полноценный кроссовый мот. Он иногда даже заводился… «с толкача».

 

Первая попытка записаться в секцию мотокросса была мной предпринята в 1983 году. Мне шел 12-й год) Стоит сказать, что гараж мотокросса находился непосредственно на территории завода с его проходными и пропускным режимом. (Может быть это и было определенной преградой… для взрослых, но только не для городской детворы, которая шастала по заводу, проникая через проломы в заборе в известных всем местах)

 

После короткого разговора с тренером команды я был отправлен ждать исполнения 13 лет в соседние ворота – в картинг! Там проходило мое уже осознанное непосредственное общение с «железом», ибо картинги того времени с двигателем от мотоцикла «Минск» требовали постоянного приложения к ним рук (одни только пластиковые тормозные шланги чего стоили).

 

Шло время, но я постоянно смотрел в сторону соседних ворот – ворот мотокросса. Меня, как магнитом тянуло в эту дверь – за ней космос, не меньше. Кроссовые «Чезеты» шедевр гоночной техники, гонщики – отряд космонавтов. Шли годы, я дозревал для перехода в мотокросс, параллельно завязывая в узел старый отцовский «М-105» и все, что попадалось под руку. В 1986 году, после очередного зимнего мотокросса я, все-таки, вошел в заветную дверь. Видели, как дубасят «быстрые» на «пятере» по бортам трассы? Ведь раньше шипов в мотокроссе не было. Магия? Вот эта магия окончательно укрепила меня в желании ездить, как они. Войдя в эту дверь я, также как все, был наделен рамой со всеми вытекающими «повинностями». Несмотря ни на что, каждый раз при подходе к заветным воротам я испытывал что-то вроде эйфории. Я причастен к этой магии - мотокроссу!

 

К сожалению, к концу 80-х тренировок у команды уже практически не было. «Девиз» команды звучал примерно так: «На …фига (цензура!) нам тренировки, мы итак сильны и ловки!». На этих редких тренировках, как правило, перед очередными соревнованиями тем из молодняка, кто несмотря ни на что продолжал посещать секцию, все-таки доставалось право испытать свои силы и показать свои способности на кроссовом мотоцикле. По результатам "смотрин" производилось распределение более-менее «живой» техники. И вот, зимой 1989 года на тренировке, в ожесточенной борьбе за право ехать за команду на очередном традиционном зимнем мотокроссе, с применением кроссового(!) «Минска» (Качество, характеристики и особеннсоти эксплуатации кроссового ММВЗ-3.221 достойны отдельного рассказа)  мной был отвоеван ЧЗ-125! На тех соревнованиях наша команда заняла 3-е место. Я был в «космосе»! Потом были следующие соревнования, зона России в Муроме летом 1989 года, авария, возвращение в секцию после травм в 1990 году и мой финальный, в «той жизни», зимний мотокросс в 1991 году, перед армией. Всего в составе команды СТК «ЗиО» я проехал от силы соревнований 5-6. И это при моем диком желании гонять и днем, и ночью! Вот с таким голодом я жил до 2007 года, пока не появилась финансовая возможность попытаться реализовать детскую мечту – быть мотокроссменом!  

 

А дальше? Дальше начинается новая история, история под названием "Спорт Экстрим".

 

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

  

В 1998-м году Олег Туишев стал инициатором возрождения мотокросса и центром притяжения любителей мотокросса в городе. В своей родной деревне Дьяконово им, с группой единомышленников, была построена трасса для мотокросса, которая, с незначительными переделками существует (и высоко оценивается мотогонщиками) до настоящего времени. Первые пробные соревнования прошли в 2000 году, официальные соревнования – 30 мая 2004 года. К сожалению, в 2004 году Олега не стало.

 

Но, мотокроссовое движение в городе подхватили бывшие выпускники школы СТК "ЗиО" - Вячеслав Перегудов, Евгений Александров, Михаил Шутов и многие другие.

 

Итак, в декабре 2007 года мое финансовое положение (и Вячеслав Перегудов, согласившийся на рассрочку), позволили мне приобрести мой первый в "новой истории" кроссовый мотоцикл. Так как на момент приобретения я уже 16 лет не прикасался к ручке газа кроссового мотоцикла, рассуждая как многие новички на тематическом интернет форуме и не взирая на советы форумчан, мой выбор пал на «мотоцикл для начинающих» – Хонду CRF450R (слава Богу, что на тот момент в городе не продавался CR500, а то, скорее всего, я и его бы купил). Чуть позднее кроссовый мотоцикл приобрел и мой друг – Дмитрий Кудасов.

 

К концу 2007 года, окончательно сформировался костяк энтузиастов мотокросса и было принято решение о создании молодежной общественной организации «Спортивный клуб «Спорт Экстрим». Тремя соучредителями Клуба стали Вячеслав Перегудов, я и Дитрий Кудасов. Создавая организацию, мы исходили не из того, «что мы выиграем?», а от обратного – «что мы теряем?».

7 января 2008 года в городе Кольчугино была создана Кольчугинская районная молодежная общественная организация "Спортивный клуб "Спорт Экстрим".

 

Сегодня, спустя 7 лет с момента создания, можно смело признать наше решение правильным.

 

«Спорт Экстрим» в первый же год своего создания вышел за рамки объединения мотокроссменов.

 

От безысходного положения в городе, к Клубу, в том же 2008 году, присоединились лыжники. Были «взяты под свое крыло» ребята велосипедисты. Началась серьезная общественная работа. 

 

Два года подряд лыжная трасса Клуба признавалась ЛУЧШЕЙ в области. В 2009 году, при поддержке завода "Электрокабель" и лично Валерия Павловича Ситько, в черте города нами построена новая трасса мотокросса. Да, она может быть далека от совершенства, но из года в год дорабатывается. Трасса обладает, с моей точки зрения, самым главным плюсом – мотокросс теперь проводится на трассе «шаговой доступности» для жителей города. Количество зрителей на каждых соревнованиях на этой трассе исчисляется тысячами.

 

В 2010 году в городе усилиями Опоры России, Администрации, предпринимателей и Клуба построен скейт парк (для справки: на сегодняшний момент во Владимирской области только в Кольчугино функционирует профессионально оборудованный скейт парк).

 

В 2013 году Клубом для занятия детей и подростков приобретены новые тренировочные питбайки объемом 50 и 125 кубических сантиметров. Только за первый месяц занятия на регулярной основе посетили 19 детей и подростков.

 

2013 год побил все рекорды активности в проведении спортивно-технических мероприятий в городе.

 

«Спорт Экстрим» объединил усилия с городским квадро клубом «VГрязь». В районе трассы мотокросса была организована трасса для проведения соревнований на квадроциклах. В июле 2013 года к традиционному мотокроссу добавились первые в истории города квадро соревнования «Июльская квадрожара».

 

В октябре 2013 года на нашей трассе был организован базовый лагерь и штаб проведения трофи-рейда «Кольчуга-Трофи» на джипах и квадроциклах.

 

Вслед за квадроциклистами, желание проводить собственные соревнования выразили городские джиперы. В январе 2014 года уже собственными силами проведен джип-трофи «Прокудинские овраги».

 

Можно сказать, что с момента создания Клуб проходил проверку на прочность и сплоченность. И он ее успешно прошел!

У меня нет сомнения, что жизнь в нашем городе в результате такой работы будет все более интересной!

 

 

 

К чему это я? Однозначно все, что написано мной выше, не хвалебная ода Клубу или отдельным людям. Мы пока не вырастили в стенах Клуба ни Чемпиона России, ни Чемпиона мира. Возможно и не вырастим, хотя мне очень бы этого хотелось.

 

Просто нам всем уже по 40 плюс-минус 5 лет… Внезапно оказалось, что мы и есть те взрослые, от которых зависит, как и в каком городе будем жить мы и наши дети. Чем они будут заниматься. Нам уже не от кого ждать действий по улучшению нашей жизни.

 

А самое главное, что и не надо никого ждать и обвинять. Оказалось, что объединившись можно сделать если не все, то очень многое.

 

Возможно наш опыт поможет когда-нибудь и вам принять верное решение –  начать делать все самим. Хотите сделать свою жизнь интереснее - действуйте! И мир вокруг вас изменится.

 

 А наша история не заканчивается. Будет продолжение. Я в этом уверен!

 

СК "Спорт Экстрим", Алексей Павлов.

 

 

мото2

 

 

мото7

 

мото5

 

мото8

 

 мото9

 

мото6

 

мото4

 

мото3

 

мото1

 

 

y bbf50db2

 

x cfce857c

 

x 631183b7

 

x 93ec5e4d

 

x 90abb829

 

x 9f98d675

 

x 5fa2b6f7

 

x 5db1141e

 

VYn9suzJiIc

 

VnnZFmCB4lk

 

UdOafUCux9c

 

Ua-1tEe tm4

 

P6dUXn61yjs

 

NNdtFR0ViTI

 

n05jZQthfgs

 

Isu9UbPy6aI

 

 cPj48UXbLZY